Новости

15 февраля 2023 года в рамках Сибирской строительной недели под председательством президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвара Шамузафарова состоялся круглый стол «Техническое регулирование  основа устойчивого развития проектной и изыскательской деятельности».

С основным докладом «Роль проектно-изыскательского сообщества в совершенствовании и развитии системы технического регулирования и реализации Стратегии развития строительной отрасли» выступил президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров.

Президент НОПРИЗ напомнил, что в 2020 году по инициативе министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина началась активная деятельность, касающаяся вопросов технического регулирования.

В частности, НОПРИЗ была доработана и согласована с Иреком Файзуллиным и главой Росстандарта Антоном Шалаевым Концепция совершенствования системы технического регулирования и нормирования в строительстве. На сегодняшний под руководством Минстроя России формируется рабочая группа из экспертов — представителей заинтересованных министерств и ведомств для рассмотрения и окончательного утверждения данной Концепции.

Отдельные шаги, касающиеся задач технического регулирования, также вошли в Стратегию развития строительной отрасли до 2035 года, в формировании которой НОПРИЗ принимал самое активное участие.

На сегодняшний день в первую очередь необходимо осуществить перевод нормативно-технических документов в машиночитаемый формат, обеспечить применение параметрического метода нормирования в строительстве, а также альтернативных способов проектных решений. Для решения указанных задач важными являются вопросы подтверждения квалификации экспертов-изыскателей и проектировщиков путем прохождения независимой оценки квалификаций, усиление роли и защита интересов ГИПов и ГАПов, которые обеспечивают безопасность строительства.

Реализация Концепции совершенствования системы технического регулирования и нормирования в строительстве и Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года предусматривает поэтапное сокращение количества согласовательных документов по всей цепочке инвестиционно-строительного цикла объекта и создание цифрового реестра документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, создание цифрового реестра, определяющего исчерпывающий перечень требований к проектированию, строительству, эксплуатации объектов капитального строительства.

Необходимо обеспечить осуществление в электронной форме всех строительных процедур включая процедуры, нужные для технологического присоединения объектов капитального строительства к инженерным сетям.

Анвар Шамузафаров подробно осветил все части разработанной НОПРИЗ Концепции развития технического регулирования, в которой заложена реализация вопросов совершенствования нормативно-технической базы, внедрение параметрического метода, переход на новую структуру нормативных документов и внедрение стандартов организаций.

Уже сегодня в НОПРИЗ совместно с ФАУ «ФЦС» разрабатывается методология применения параметрического метода. Будут утверждены методические документы, своды правил, параметрический метод планируется увязать с информационной цифровой платформой.

Предполагается постепенный перевод экспертизы в систему инжиниринга, возвращение экспертизе функций, оказывающих технические содействие в проектировании, строительстве, эксплуатации объектов капитального строительства. Работа в данном направлении ведется НОПРИЗ в тесном сотрудничестве с Главгосэкспертизой под руководством Игоря Манылова.

Еще одним важным этапом, над которым работает НОПРИЗ в части реализации вопросов технического регулирования, является совершенствование системы надзора и контроля путем перехода на профессиональных надзор.

Также Анвар Шамузафаров рассказал о работе НОПРИЗ над техническим регламентом для стран ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», остановившись на его основных положениях, и озвучил перечень федеральных законов, кодексов и прочих нормативно-правовых актов, которые должны подлежать доработке для достижения целей и задач совершенствования системы технического регулирования в строительстве.

Вице-президент НОПРИЗ, председатель комитета НОПРИЗ по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе Александр Вронец выступил с докладом «Принципиальные вопросы и проблемы технического регулирования с позиции проектного и изыскательского сообщества».

Он рассказал о планах работы комитета НОПРИЗ по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе, сформированных в соответствии с поручением президента НОПРИЗ, и передаче комитету новых функций в части вопросов технического регулирования.

Александр Вронец подчеркнул, что строительству необходимо задать новый ритм путем административной, цифровой и профессиональной трансформации. По всем трем направления НОПРИЗ и профильный комитет нацобъединения ведут работу. Осуществляется деятельность по устранению излишних административных барьеров, решаются вопросы института экспертизы проектной документации, включая вопросы экспертного сопровождения проекта. В рабочем темпе идет работа по прохождению специалистами независимой оценки квалификации, включая ГИП и ГАП. Совместно с Минстроем и Минцифрой России решаются задачи цифровой трансформации.

Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Александр Неклюдов посвятил свою презентацию перспективам развития технического регулирования, в числе которых обозначил параметрическое нормирование, цифровизацию, переход к системе управления жизненными циклом объектов капитального строительства в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № Пр-1235 и адаптацию к изменениям климата.

В ходе конференции с докладами также выступили ответственный секретарь ТК 400, советник президента РСС, генеральный директор АО «Мосстройсертификация» Петр Целищев («Опыт работы в Техническом комитете по стандартизации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» (ТК 400)»); председатель правления СРО Ассоциации «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф Мосенкис («О внесении изменений в нормативные акты, регулирующие производство инженерных изысканий и подготовку проектной документации») и председатель комиссии по нормативам Общественного экспертного совета мэрии города Новосибирска Алексей Журавков («Нормативная база для строительства апартаментов»).

Участие в работе конференции от НОПРИЗ также принял руководитель аппарата Алексей Кожуховский.

16 февраля 2023 года при личном участии президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвара Шамузафарова состоялось открытое выездное заседание комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ под председательством депутата ГД РФ, члена Совета НОПРИЗ Сергея Пахомова.

В заседании принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Участники заседания обсудили комплексное развитие территорий и восстановление разрушенной инфраструктуры в прифронтовых регионах России.

Сергей Пахомов отметил, что сегодня НОПРИЗ становится базовой организацией комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ в вопросах переформатирования сферы проектирования и инженерных изысканий.

Вместе с НОПРИЗ комитет Госдумы прорабатывает задачи повышения качества подготовки проектной документации и включения в нее стадии эксплуатации зданий и сооружений, вопросы ценообразования на проектно-изыскательские работы и значимости деловой репутации подрядчика в конкурсах на строительство бюджетных объектов, также проводится совместная работа над обновлением федерального закона «Об архитектурной деятельности».

«Нам необходимо уходить от практики допроектирования на стадии строительства — на бюджетных стройках значительная часть объектов при вводе в эксплуатацию не соответствует проекту, который проходил государственную экспертизу, — все эти процессы увеличивают стоимость строительства, регионам приходится изыскивать дополнительные средства», — подчеркнул Сергей Пахомов и отметил, что в основе этой проблемы, помимо критериев оценки предложения при проведении государственных конкурсов на проектирование и строительство, лежит отсутствие профессиональных служб технического заказчика, которое приводит к низкому качеству подготовки исходно-разрешительной документации, что, в свою очередь, снижает уровень исследований на допроектной стадии реализации проекта и уровень качества проектирования, а также приводит к дополнительным сложностям на этапе прохождения государственной экспертизы.

«Сегодня необходимо создать комплексное решение по цифровизации отрасли, сделать этот переход плавным, чтобы сохранить проектно-изыскательские организации в регионах, где уровень цифровизации низкий», — добавил Сергей Пахомов.

Также Сергей Пахомов отметил необходимость совершенствования архитектурного облика российских городов в районах с новой застройкой путем модернизации нормативно-правовой базы в пользу повышения творческой активности архитекторов и повышения роли ГИП и ГАП.

Все обозначенные задачи комитет Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ будет решать в тесном сотрудничестве с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков.

Совместно с Минстроем России комитет Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ работает над решением проблемы 7000 недостроенных объектов.

Министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков выступил с докладом о восстановлении разрушенных объектов на освобожденных территориях в условиях изношенных централизованных систем жизнеобеспечения населения (электроснабжения, водоснабжения, канализации).

Первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов поделился опытом применения инфраструктурного меню при реализации проектов жилищного строительства.

Об аспектах выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в муниципальных образованиях доложил начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко.

Заместитель мэра Новосибирска – начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев и вице-президент РСС по работе в СФО Максим Федорченко рассказали о практике комплексного развития территорий.

Уважаемые коллеги!

ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее - Учреждение) осуществляет разработку проекта методики определения нормативных затрат на работы по выполнению геотехнического прогноза (оценки) влияния строительства (далее - МНЗ).

Просим оказать содействие по предоставлению в Учреждение для осуществления разработки цен на работы по подготовке геотехнического прогноза (оценки) влияния строительства в составе проектной документации следующих данных:

  • предложений по номенклатуре работ, необходимой для включения в проект МНЗ;
  • сведений о фактических трудозатратах работников, по каждому пункту номенклатуры, необходимых для выполнения геотехнического прогноза (оценки) влияния строительства;
  • материалов отчетов по выполнению геотехнического прогноза (оценки) влияния строительства, соответствующие предоставляемым трудозатратам;
  • иных сведений, необходимых для подготовки проекта МНЗ.

Контактные лица Учреждения для уточнения вопросов:

Хромова Мария Николаевна, эл. почта Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сабаралеев Артур Юсупович, эл. почта Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сведения следует направлять по прилагаемой форме на указанные адреса электронной почты и в копии в НОПРИЗ на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Форма предоставления информации

Главгосэкспертиза

Число погибших в Турции из-за разрушительного землетрясения приближается к 30 тысячам человек, тысячи зданий разрушены частично или до основания, экономике и людям нанесён колоссальный ущерб. Почему же так легко рассыпались в мусор огромные многоэтажки?

Тысячи жилых домов и общественных зданий в Турции были разрушены сильным землетрясением, причём некоторые рассыпались в мусор, а какие-то подламывались на уровне первого этажа и падали всей своей массой, убивая людей. Уже сегодня установлено, что турецкие застройщики пользовались так называемой строительной амнистией – легальным способом уйти от наказания за несоблюдение строительных норм и правил. Это могло стать одной из причин массового обрушения не только старых, но и новых зданий.

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров – один из ведущих специалистов в России в области сейсмики, он участвовал в расследовании и ликвидации последствий Спитакского землетрясения в Армении в 1988 году. По просьбе Агентства новостей «Строительный бизнес» Анвар Шамузафаров высказал своё мнение о причинах катастрофических разрушений в Турции:

- То, что к требованиям по сейсмике в Турции относятся очень легко, меня всегда пугало. Я за три дня до землетрясения беседовал с коллегами и говорил, что я не очень хотел бы оказаться в их отелях или жилье при землетрясении, потому что даже невооруженным глазом видно, что там всё рухнет при малейшем толчке. И это, к сожалению, произошло.

Я неоднократно бывал в Турции и когда я встречался там с руководителями крупных турецких строительных компаний, то всегда говорил коллегам, что они не применяют даже элементарные конструктивные решения, которые защищают здания от разрушений. На мой взгляд, они конструировали и строили здания и сооружения в районах с 8-9-балльной сейсмикой так, как конструировать и строить нельзя.

Обычно, если это многоэтажное каркасное здание, турецкие строители стараются нижние этажи освободить под какие-то помещения общественного обслуживания и максимально открыть пространства, в том числе на улицу. И любому конструктору понятно, что такое здание должно разрушиться при малейшем толчке. И хотя застройщики мне говорили, что в Турции за последние 20-30 лет не было разрушительных землетрясений, только 60-80 лет назад, это неправда. У них были довольно сильные землетрясения в 1998 году, когда было большое количество жертв и разрушений. И, тем не менее, когда я снова приехал в Турцию, то увидел, что они продолжают строить ровно также, как и строили, не внося никаких поправок в те решения, которые они принимали раньше. И одна из причин такого легкомыслия в том, что они считают – если есть страхование, которое покроет все убытки при разрушении, то можно продолжать строить так, как строили. А то, что при этом могут погибнуть люди, они как-то не задумываются. И поэтому я с большой опаской отношусь к тому, когда турецких строителей приглашают на выполнение каких-то работ в России. Они могут внешне сделать всё очень красиво и выполнить тот самый горячо любимый в 90-е годы «евроремонт», а по сути по конструктивным решениям это могут быть очень слабые и опасные сооружения.

- В России многие регионы находятся в сейсмоопасных зонах, и на днях глава Минстроя России заявил, что, возможно, будут вноситься изменения в нормативно-технические документы по сейсмике. Как Вы считаете, что нужно поменять?

- Я считаю, что усиливать наши нормы по сейсмике не нужно, но и ослаблять тоже нельзя. Напомню, что отмена в 2020 году карт сейсмического районирования-2015 и переход на карты-2016 ослабили требования по сейсмике в 29 регионах России, в том числе на Кавказе. И я всегда говорил, что это было непродуманное решение, основанное на слабой исследовательской и доказательной базе. К счастью, нам удалось убедить руководство страны, и данное решение было отменено. Так одномоментно понижать требования по сейсмике в десятках регионов нельзя. В России после армянского землетрясения 1988 года были предприняты все меры и при каждом землетрясении у нас происходит усиление норм по сейсмике, и они у нас достаточно жёсткие. Если мы начнём их ослаблять, мы будем подвергать жизнь людей в этих регионах риску.

- А не пришло ли время пересмотреть карты сейсмики и делать новые 2023 года?

- Нет необходимости так часто пересматривать требования по сейсмике. Это же не шутки, ведь каждое решение должно быть очень хорошо проработано. И когда Минстрой заменил карты 2015 года на карты 2016 года, там были изменения норм в 42 регионах – но неужели учёные много лет ошибались в своих данных в таком количестве субъектов федерации?! Можно провести корректировку в 1-2 регионах на основании каких-то событий, которые там произошли. А просто так менять нормы в половине регионов России – это безответственность. Сейсмика – это не то место, где нужно демонстрировать свои научные версии, к этому нужно относиться очень осторожно.

Поэтому ослаблять требования категорически нельзя, особенно на Кавказе! А карты-2016 предлагали снизить там уровень сейсмичности. В России тоже бывают сильные землетрясения, поэтому шутить с сейсмикой, с Кавказом – как Южным, так и Северным – нельзя. Там всегда есть вероятность того, что будут сейсмические события. Объяснить, на каких принципах какой-то учёный посчитал, что нужно понижать сейсмику на Кавказе, никто не смог. Поэтому я настаивал на возвращении к картам сейсморайонирования 2015 года, потому что там требования более жёсткие, нежели по картам-2016. И когда нам говорят, что благодаря картам-2016 будет какая-то экономия при строительстве, я хочу заявить: не нужно экспериментировать и экономить на жизнях людей.

И ещё один момент: у нас есть Своды правил обязательного и добровольного применения, и СП-14 по сейсмике ушло из перечня обязательных документов в добровольные. Мне кажется, это был недостаточно продуманный шаг. Сейсмику нельзя соблюдать добровольно. Если и есть нормы, которые должны жёстко и обязательно выполняться, то это нормы по сейсмике.

- Может быть, НОПРИЗу сейчас имеет смысл поставить вопрос о возврате СП-14 в статус обязательного документа?

- Я считаю, что по итогам землетрясения в Турции это нужно сделать. Легкомысленность в работе с сейсмическим районированием так же, как и с сейсмическими нормативами, проявлять нельзя.

7 февраля 2023 года в Москве в здании на 2-й Брестской, дом 5 прошло заседание Комиссии по вопросам совершенствования государственного строительного надзора, котлонадзора, надзора за подъёмными сооружениями и лифтами при Общественном совете Ростехнадзора (далее – Комиссия).

В преддверии заседания Общественного Совета Ростехнадзора по вопросам:

- О результатах совместной работы РТН и Общественного Совета в условиях применения особенностей контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и основные задачи на 2023 год,

- Обсуждение проекта публичной декларации целей и задач РТН на 2023 год,

на заседании Комиссии были рассмотрены результаты взаимной работы Комиссии и Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора по вопросам обеспечения промышленной безопасности в особых условиях проведения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2022 году, планы взаимодействия на 2023 год, а также иные вопросы.

В работе совещания приняли участие Руководитель Комиссии, Президент НОПРИЗ, Вице-президент РСС, Президент Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» Анвар Шамузафаров, Руководитель аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, Руководитель Аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский, Директор Ассоциации «СРО «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» Елена Жучкова, Президент Ассоциации «Объединение профессиональных строителей «РусСтрой» Николай Маркин, Президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов.

Выступивший Сергей Кононыхин отметил, что непрерывное обновление технической и технологической базы требует пересмотра процедуры государственного контроля для обеспечения промышленной безопасности. Комиссией был предложен проект приказа Ростехнадзора, направленный на установление новых индикаторов риска нарушений обязательных требований в этой области.

Сергей Кононыхин также подчеркнул важность контроля и анализа деятельности СРО, которые являются приоритетными направлениями работы НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Нацобъединениями проводится мониторинг соблюдения СРО требований действующего законодательства о градостроительной деятельности и о СРО, а также обсуждаются направления совершенствования контроля за деятельностью членов СРО.

Председатель Комиссии Анвар Шамузафаров отметил необходимость разработки эффективного механизма взаимодействия национальных объединений, СРО и их членов с Ростехнадзором по вопросам проведения государственного контроля и надзора за деятельностью проектно-изыскательских и строительных компаний, в целях максимально полезного эффекта для общества и государства по обеспечению технологической безопасности объектов капитального строительства, развития проектно-строительной отрасли и повышения ее экономической эффективности.

Анвар Шамузафаров добавил, что НОПРИЗ продолжит активные консультации по данному вопросу с руководством Ростехнадзора, ответственными управлениями Ростехнадзора и Общественным советом при Ростехнадзоре для принятия взвешенных решений.

Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов рассказал об опыте контрольно-надзорной деятельности за членами СРО «Союзатомпроект», «Союзатомстрой», «Союзатомгео», в целях обеспечения безопасной эксплуатации особо опасных объектов.

Руководитель аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский представил членам Комиссии проект «Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2023 год», а также проект «Ведомственного плана Ростехнадзора по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2023 год». Члены комиссии одобрили данные документы.

В завершении рассмотрения повестки дня  Анвар Шамузафаров пригласил участников заседания присоединиться в качестве экспертов к деятельности комиссии НОПРИЗ об исключении сведений о физическом лице из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования на основании установленных фактов, при которых сведения о физическом лице исключаются из нацреестра, включая принятие необоснованных проектно-конструкторских решений, не отвечающих требованиям безопасности объекта строительства.

«Минстрой России и Главгосэкспертиза России обратились в НОПРИЗ с просьбой проверить обоснованность выдачи отрицательных заключений экспертизы на систематической основе определенным проектно-изыскательским организациям и подготовить соответствующие решения по отношению к их ГИП и ГАП в рамках полномочий НОПРИЗ», — отметил Анвар Шамузафаров и подчеркнул, что работа в данном направлении будет осуществляться с привлечением ведущих экспертов отрасли для объективной технической оценки причин выдачи отрицательных заключений и определения меры ответственности специалистов за подготовку этих разделов проектно-изыскательской документации. Учитывая заключение комиссии, Совет НОПРИЗ принимает решение об исключении специалиста из НРС.

Также Анвар Шамузафаров рассказал о результатах работы ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» в 2022 году.

001 анонсjpg

Free Joomla Templates by JoomlaShine.com